![]() |
Лекция №3. Основы алхимии Сегодня мы поговорим о самых основах алхимической науки, о ртутно-серной теории, и о металлическом фундаментализме современных взглядов алхимического сообщества. Итак, с чего же начинается изучение таинства трансмутаций для новопосвященного адепта ars regia (Королевского Искусства)? Ответы разнообразны: так, Альберт Великий начинает свой "Малый алхимический свод" с описания металлов и их классификации; анонимный автор — современник Фомы Аквинского - вводит новичка в курс алхимии путем объяснения основ операций, производимых на практике; Василий Валентин делает вступление к трактату "Двенадцать ключей" максимально понятным разъяснением понятия Философского Камня. В данной лекции будут последовательно изучены все эти введения в предложенном порядке, после чего курс перейдет к углубленной интерпретации Первого и Второго ключей Василия Валентина. Для начала вспомним материал вводной лекции данного курса: основой современной Алхимии является ртутно-серная теория Триады Соли, Серы и Ртути, представляющих собой Тело, Душу и Дух соответственно. Обратимся к описаниям Ртути и Серы Гебера: именно ему принадлежит предположение о том, что Ртуть и Сера являются особыми элементами металлов. Он рассматривает их символически: "серу как принцип горючести и ртуть как принцип металличности (блеска)" (Фигуровский, с.17). Примечательно, что в дополнение к этому у Гебера проскальзывают аллегории сексуального символизма, противопоставляющие Философскую Ртуть и Философскую Серу(Левир, с.8). Следующим этапом является дополнение теории диады Гебера до триады Соли, Ртути и Серы Василием Валентином и Парацельсом — оба алхимика придерживались взглядов на металлическую природу, происходящую от Ртути, однако сменили значение Серы на свойство окисляемости металла (перехода к стадии земли), и присвоили металлу способность образовывать соли — таким образом, аллегоризируя триаду начальных элементов и делая их нематериальными, как и стихии Аристотеля. Так символы Соли, Ртути и Серы становятся основополагающими свойствами металлов при теоретизировании трансмутаций. Следующим пунктом обязательного знания для любого адепта становятся семь основных металлов-операндов:
Наконец, перейдем к учениям алхимиков, известных своими верными суждениями и доказанными гипотезами. Начнем с введения к "Малому алхимическому своду" Альберта Великого. Так, он утверждает, что "металлы отличаются друг от друга только своими акцидентальными (внешними) формами, но отнюдь не эссенциальными (сущностными). Следовательно, лишить металлы их проявлений — дело вполне возможное. Возможно, стало быть, также посредством алхимического искусства осуществить новое вещество, подобно тому как все разновидности металлов образуются в земле от смешения серы и живого серебра или зловонной земли" (Альберт Великий, с.136-137). Он также предлагает вниманию адепта следующую гипотезу происхождения металлов: "Когда чистая красная сера входит в соприкосновение с живым серебром во чреве земли, долго ли, коротко ли зачинается золото, либо от продолжительности [соприкосновений], либо от выварки, которой споспешествует природа. Когда чистая и белая сера входит в соприкосновение с живым серебром в чистой земле, зачинается серебро, которое отличается от золота тем, что сера в золоте — красная, а в серебре — белая. Когда же, однако, красная сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с живым серебром в земле, зачинается медь, которая не отличается от золота ничем, разве что в золоте сера здоровая, а здесь [в меди] — порченая. Когда белая сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с живым серебром в земле же, зачинается олово. Оно (как это установлено на опыте) хрустит на губах и легко разжижается. А происходит это оттого, что живое серебро было плохо смешано с серой. Когда белая сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с живым серебром в зловонной земле, зачинается железо. Когда же, наконец, сера, черная и порченая, входит в соприкосновение с живым серебром, зачинается свинец. Свинец, как сказал Аристотель, прокаженное золото" (Альберт Великий, с.137). Как можно заметить, ртуть в этом трактате именуется живым серебром. В целом классификация Альберта Великого замечательно характеризует металлы с точки зрения ртутно-серной теории, и может считаться отправным пунктом изучения теоретической алхимии для начинающих исследователей. Перейдем теперь к описаниям заповедей из трактата "Об искусстве алхимии", направленных на постижение адептами практической базы трансмутаций. Так, он приводит следующие заветы: "Как учил Авиценна в своем послании к королю Асса, мы стремимся к достижению истинной субстанции посредством нескольких глубинных закреплений субстанции, помещенной в огонь, постоянно поддерживаемый и подпитываемый, а также проникающий и входящий и окрашивающий меркурий (ртуть) и другие тела; это тинктура совершенно истинная, имеющая надлежащий вес и превосходящая своим совершенством все сокровища мира. Для изготовления этой субстанции, как говорит Авиценна, надо иметь терпение, время и необходимые инструменты. Терпение, поскольку согласно Геберу, поспешность есть дело дьявола; поэтому тот, кто не имеет терпения, должен отложить всю работу. Время, поскольку во всяком естественном действии, происходящем в нашем искусстве, способ и сроки определены неукоснительно. Инструменты же необходимые не столь многочисленны, как увидим в дальнейшем, потому что наш труд заключается в одной вещи, одном сосуде, одном пути и одной работы (in una re, uno vase, una via et una operatione), как учил Гермес". Любопытно, что в своих рекомендациях автор придерживается строгого порядка цитирования работ более ранних алхимиков (Рохмистров, с.236). В то же время аноним своеобразно приободряет адепта словами о том, что "[в]есь Труд совершенно естествен; достаточно лишь наблюдать различные цвета, которые будут проявляться с течением времени". Наконец, теперь, когда вы знакомы с основными постулатами, которые должно знать всякому вступающему на долгий путь познания адепту, Вы можете ознакомиться со следующей аксиомой Философского Камня, сформулированными Василием Валентином: "Есть суждения неоспоримые, такие, как то, что наш Древний Камень не может по самому естеству своему находиться в числе вещей горючих и огнеопасных; его не найдешь там, и в этом согласны все; также нет его и в растительном царстве, хотя некоторой растительной силе он не чужд". Как можно заметить, элиминирование невозможных теорий оставляет любому алхимику довольно малое поле для дальнейшего теоретизирования, и оставляет верной лишь теорию о металлическом происхождении Камня. На этом лекция о базовых теориях Алхимии закончена. В следующий раз мы поговорим о трактатах Василия Валентина, а также сделаем попытку расшифровать два из его Двенадцати ключей. Использованные источники и рекомендованная литература: Альберт Великий. Малый алхимический свод. Пер. В. Я. Рабинович. Знание за пределами науки. М.: Республика, 1996. Домашние задания:
Дополнительное задание: Напишите краткое (15 предложений) эссе-рассуждение о сексуальном символизме Ртути и Серы и теории дуализма как продолжении арабской школы диады. Это задание должно быть выполнено без использования дополнительной литературы. Максимальная оценка — 20 баллов. |
![]() |