Лекция №4. "Двенадцать ключей мудрости" Василия Валентина

Сегодня мы начнем заниматься расшифровкой одного из основополагающих трудов алхимического искусства Средневековья — книгой Двенадцати Ключей Валентина. Учитывая неопытность и неспециализированное образование начинающих адептов, мы разберем два ключа во время лекции сегодня — для подробного анализа последующих Ключей вы можете прийти в кабинет во время дополнительных занятий. Также материалы девятого и десятого Ключей будут включены в экзаменационную программу седьмых курсов.

Итак, что же такое Двенадцать ключей?

Согласно всеобщей цели алхимического сообщества — цели Великого Делания — наивысшей ступенью мастерства алхимика становится приготовление Камня. В процессе этом на пути алхимика встречаются двенадцать "дверей" — тайн преображений, превращений и трансмутаций веществ, которые в результате способны привести рыцаря Королевского Искусства к Философскому Камню. Таким образом, Ключи дают адептам возможность отпереть закрытые для них двери таинств. Но вернемся к тексту трактата. Разбором и анализом этого труда занимались многие ученики и последователи Василия Валентина — мы воспользуемся анализом Эжена Канселье как наиболее подробным и простым для понимания начинающими алхимиками. Во время разбора будут добавляться комментарии о языке Валентина и приводиться цитаты из анализа Канселье. Имейте в виду, что материал этой лекции особенно важен для студентов, заинтересованных в прохождении Практикума после получения проходных баллов в лекционной части курса.

Ключ Первый

 

Ключ 1

"Во-первых, друг мой, уразумей: ничто нечистое и непорочное не совместимо с нашей работой, ибо тело лепрозное бесплодно, иначе говоря, любая нечистота есть благу преграда. Всякая порода, извлекаемая из рудников, ценима по-своему, однако малейшая подмена уже делает ее нечистой. Таковые металлы приобретают ложный блеск и, в отличие от первотипов, в дело не годны" (Валентин, с.73). Так начинает вступление к описанию Первого Ключа Василий Валентин, предостерегая начинающего исследователя от порчи "жильного материала" — т. е., металлов. Далее он продолжает увещевания: "Потому, с тем же тщанием, с каковым врач посредством лекарств очищает телесные внутренности и извлекает оттуда всяческую грязь дабы телеса очистились, и нам следует усовершенствовать род наш. Наши Мастера ищут тело чистое и незапятнанное, не способное меняться от грязи и примеси, от всего, что не есть оно само. И ведь правда, чужеродные примеси и есть лепра наших металлов". 

 Следующее примечание непосвященному адепту покажется весьма туманным, однако именно в нем кроется самая большая подсказка к расшифровке аллегорического Ключа: "Да будет царская диадема из чистого золота, а невеста цела до брачного совокупления" (Валентин, с.74). Обратите внимание именно на упоминание главного из семи металлов: золота. Привязывая значение золота к царским принадлежностям, автор весьма тонко указывает на значение следующих строк: "Вот почему, если хочешь трудиться над нашим телом, приведи серого Волка. Он кровожаден и повинуется только воинственному Марсу, хотя по рождению и расе он сын ветхого Сатурна; по горам и долам мироздания носится он в поисках добычи. Брось Волку на съедение тело Царя и, когда оно будет пожрано, разведи великий огонь и ввергни в него самого Волка — огонь в свою очередь пожрет его, и Царь будет освобожден. Повтори сие троекратно, и Лев победит Волка, и будет Волку нечего жрать. Вот тогда-то наше тело [образец золота — прим. профессора Реитан] и можно считать готовым к началу Делания [процесса изготовления Философского Камня — прим. профессора Реитан]". 

 Как вы уже знаете из предыдущих лекций, ветхим Сатурном является свинец, довольно тяжелый и неприветливый к неумелому студенту металл, обладающий многими неприятными свойствами (на гравюре он изображен как старец). Сурьма же, что всегда подразумевается под сыном Сатурна (вспомните эпитет "свинцовый антимоний"), в этом описании соответствует Серому Волку, которая направлена на очищение царя — что, собственно, и является процедурой перводелания, или очищения золота сурьмой. Стоит заметить, что Царица, изображенная на гравюре, символизирует собой серебро, очищаемое свинцом. Продолжается Ключ долгими повествованиями о важности чистоты и избегании появления кислотной среды по мере очищения — информация эта на данном этапе курса не представляется действительно важной (в случае появления вопросов вы можете обратиться либо совой, либо оставив запись в Гостевой книге кабинета). Однако следующее замечание к процессу отделения действительно важно в аспекте изучаемых нами процессов: "Уразумей сей путь очищения тела как единственно прямой и истинный. Ибо Лев очищается кровью Волка, тинктура же Волчьей крови ликует и бесконечно увеселяет тинктуру Льва, так как обе крови соединены и образуют чистый род [оба металла в этом случае очищаются и возвращаются к первоначальному очищенному состоянию — прим. профессора Реитан]". Подытоживая анализ Первого ключа, подтвердим, что сия процедура описывает троекратное очищение золота и серебра — Царя и Царицы — свинцом и сурьмой.

Ключ Второй

Ключ 2

В начале Второго Ключа автор делает примечательное введение в тематику будущего делания: "При дворах Великих и Могущественных есть разнообразные напитки, запахом, вкусом и цветом отличные друг от друга. В каждом случае их готовят по-разному, и пить их, смешивая, нельзя, ибо для этого потребен стройный порядок, напиток за напитком, по степени пользы" (Валентин, с.78). Ознакомив адепта таким образом с будущим процессом — выстраивании жидкостей ("напитков") в соответствии с их степенью пользы, алхимик уже намекает на процесс растворения и дистилляции, то есть отделения жидкостей друг от друга по степени пользы и тяжести. Далее он лишь подтверждает догадку внимательного адепта в абзаце: "...перед бракосочетанием нашего жениха Аполлона и его невесты Дианы для них уготовляют разные помещения и одеяния, устраивают каждому омовение всего тела и головы водами, очищенными особым способом, который тебе следует изучить. О сих же водах знай, что они неодинаковы — одни крепость имеют, другие мягкость, так же, как и напитки, о которых я тебе уже сказал" (Валентин, с.79). Этими словами автор убеждает студента в верности рассуждений, указывая на способ, должный быть изученным в результате прочтения данного Ключа. В течение следующих нескольких строк Валентин вновь напоминает о важности соблюдения чистоты эксперимента и очищения металлов перед проведением своего делания. Наконец, подытоживает он Второй Ключ следующими словами: "...драгоценнейшую воду для омовения жениха [Солнца, или золота — прим. профессора Реитан] следует изготовить мудро и заботливо, используя двух атлетов (разумей два противоположных начала) [Василий Валентин здесь подразумевает соляную и азотную кислоты, применяемые для изготовления царской водки — прим. профессора Реитан] дабы каждый побуждал противника своего к сражению, а выиграли бы они оба. Никак не подобает орлу вить гнездо свое на вершинах Альп, ибо от сплошного холода и снега, их покрывающего, погибнут орлята. Вот почему, воистину, если соединить орла и хладнокровного дракона, хоронившегося среди камней и теперь вот выползшего из пещер земных, а затем их обоих усадить в карету преисподнюю, которой Плутон правит посредством дыхания своего, то из плоти сего змия хладного начнет выходить летучий огненный дух и опалит, и воспламенит, и сиянием наполнит орлиные крылья, и так образуется потогонная баня [Орел и Дракон в алхимических аллегориях символизируют парообразование и нагревание соответственно — прим. профессора Реитан]. Снег же на горных вершинах тает, потоками воды становясь, и минеральная баня для Царя готова. Когда же Царь в ней парится и моется, то обретает и здравие, и веселье" (Валентин, с.80). Как можно заметить, растворение золота и серебра, очищенных в процессе постижения Первого ключа, происходит во время дистилляции оных в соответствующих кислотах — царской водке и азотной кислоте соответственно. В процессе дистилляции растворы металлов в кислотах подвергаются испарению и последующей конденсации солей — хлорида золота и "меркуриальной" соли серебра.

Чтобы подвести итог к изученному Второму ключу, заметим, что гравюра, соответствующая данному процессу, изображает Меркурия — то есть Ртуть — защищающего кадуцеями чистых Солнце и Луну от воздействия Орла и Дракона. 

Итак, в данной лекции мы разобрали два первичных рецепта, предлагаемых вниманию новопосвященных адептов-алхимиков одним из величайших ученых Средневековья. В общем вводном курсе Алхимии были рассмотрены основополагающие учения, составившие солидную базу и понятийный аппарат студентов. Следующим этапом в процессе изучения ars regia является контрольная проверка знаний студентов. Информация о контрольной размещена в кабинете. Удачи и до скорых встреч в алхимической лаборатории.

Использованные источники и рекомендованная литература:

Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости. Замечания и истолкования Эжена Канселье. Пер. В.К. М.: Беловодье, 1999.
Книга алхимии: История, символы, практика. Сост. и пер. В. Рохмистров. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006.

Домашние задания:

  1. Пользуясь данными на лекции материалами и гравюрами, детально проанализируйте символизм Первого Ключа в его изобразительной форме. Опишите персонажей, предметы, численные аллюзии.

  2. С помощью алхимических символов, приводимых в таблице сродства Этьена Жоффруа, запишите реакции, происходящие во время процедуры Второго Ключа. Сравните реактивность серебра и крепкой водки (азотной кислоты) с взаимодействием золота и царской водки. Какое из этих двух взаимодействий произойдет быстрее?

  3. Зная, что "меркуриальная" соль серебра намного легче хлорида золота, предположите, какой конденсат соберется в пробирке быстрее при условии, что обе реакции протекают при одинаковой температуре третьего египетского градуса.

Дополнительное задание:

Как вы могли заметить, на гравюре Второго Ключа Меркурий — Ртуть — защищается с помощью кадуцеев (жезлов, обвитых двумя змеями). Без помощи дополнительной литературы ёмко опишите в девяти-десяти предложениях свои размышления по поводу связи герметической традиции, медицинского направления алхимии и символизма, увиденного в данной иллюстрации. Максимальная оценка за это задание — пятнадцать баллов.


Бесплатный хостинг uCoz