Лекция №5.
Алхимические бестиарии Майера: дракон, саламандра, волк, лев.

Сегодня мы поговорим о знаменитом трактате 1618 года "Atalanta Fvgiens", написанном Михаэлем Майером, а также о его же труде "Viatorium", опубликованном в тот же год. Состоящая из четырех компонентов, "Аталанта" является сборником гравюр, музыкальных фуг и описаний, таящих в себе четвертую составляющую — символический смысл алхимического элемента, вещества или субстрата. "Виаториум" же представляет собой научный труд, излагающий последовательно процесс изготовления Философского Камня компонент за компонентом.

Как вы уже знаете из предыдущих лекций, большинство алхимических рецептов и трактатов написаны в исключительно таинственном стиле, скрывающем от адепта свой смысл за туманностью метафор. В этой лекции мы сконцентрируемся на четырех основных символах, которые в "Аталанте" и "Виаториуме" используются для описания алхимических процессов.

  1. Дракон

    Итак, начнем. Общепринятый символизм принимает за основу символа крылатого дракона значение огня и процесса кальцинации, тогда как в "Виаториуме" Майер наделяет семантикой также и кровь дракона — согласно гравюре трактата, кровь дракона является одним из компонентов Философского Камня. Так, на иллюстрации слон, на которого нападает из своего укрытия дракон, слабеет от нападения и в конечном итоге падает, дробя дракона на мелкие крошки своим весом. Результирующий субстрат крови дракона и силы слона становится составляющей Философского Камня.

  2. Саламандра

    Изображенная на 29 гравюре "Аталанты", огненная саламандра весьма сильно отличается от саламандры обыкновенной. Рассматривая свойства обычной саламандры в аристотелианском ракурсе, мы можем приписать ей свойства Холодности и Влажности, тогда как саламандра огненная, или философическая, Суха и Горяча. Таким образом, наиболее очевидным значением символа саламандры становится огонь. Эпиграмма же 29 лишь подтверждает данный анализ. Звучит она следующим образом:

    "Как Саламандра в жарком пламени растет,
    Не слушая угроз Вулкана,
    Так же и Камень не страшится языков огня,
    Ибо рожден в горенье постоянном.
    Но Саламандра пламя гасит и уходит,
    А Камень пышет жаром, хоть несколько иным".

  3. Волк

    24 эмблема "Аталанты" представляет вниманию изучающего весьма тонко метафоризированную картину очищения золота — как вы помните, с подобным процессом мы уже сталкивались во время разбора Первого ключа Василия Валентина. Как вы помните, волк символизировал в этом тексте сурьму — теперь же мы можем разобрать текст детальнее. Как вам наверняка известно из дополнительной литературы, сурьма весьма редко встречается в природе как "волк-одиночка" — в основном из-за ее эмпатических свойств, о которых вы узнаете больше во время изучения теории эмоционально-субъективированных эффектов, - и намного чаще в соединениях и сплавах. В данном рецепте волк выступает в роли символа стибнита, или сульфида сурьмы, блестящего и весьма реактивного металла, который способен при содействии огня отделить от золота примеси и соединиться с ним в сплаве, который при повторном очищении огнем распадается на оксид сурьмы и очищенное золото. Убедиться в верности данного постулата, подтверждающего значение символа волка — сурьмы, - можно из эпиграммы к гравюре:

    "Для волка черного устрой ловушку,
    Подбросив ему тело короля.
    Затем сожги его дотла там, где Вулкан пылает, —
    Пускай лишь пепел останется от зверя.
    Так делай раз за разом, и однажды
    Король восстанет с гордым сердцем Льва".

  4. Лев

    В 16 эмблеме "Аталанты" Майер использует образ Зеленого и Красного Львов для объяснения принципов теории серно-ртутного сексуального дуализма (согласно его гипотезе, Зеленый Лев представляет собой крылатую (летучую) философскую ртуть, олицетворение женского начала; Красный же Лев как символ горючести и стабильности представляет собой мужское начало). Если же углубиться в более практическое применение терминов Зеленый и Красный Лев, то можно с легкостью увидеть ассоциирование Зеленого Льва с серной, азотной кислотами или даже с царской водкой — другими словами, с теми летучими растворителями, что способны бороться с Красным Львом — золотом. Эту гипотезу с легкостью можно проследить в эпиграмме к 16 гравюре "Аталанты":

    "Лев, царь зверей, он крепок сердцем и когтями,
    Бесстрашен в битве, о бегстве и не помышляет;
    С крылатой Львицей ты его соедини:
    Она попробует взлететь и унести самца,
    Но он устойчив на земле и усмирит ее;
    Пускай природный образ этот укажет путь тебе".

На этом мы приостановим изучение основных животных символов. На следующей лекции будет изучен птичий символизм, после чего курс перейдет к более практическим приложениям полученных знаний.

Использованные источники и рекомендованная литература:

Greenberg, Arthur. From Alchemy to Chemistry in Picture and Story. Hoboken: Wiley&Sons, 2007, страницы 69-72.
Maier, Michael. Atalanta Fvgiens. Oppenheimii: ex typographia H. Galleri, sumptibus J. Theodori de Bry, 1618.

Домашние задания:

  1. Пользуясь общепринятыми алхимическими символами (для справки можете обратиться к таблице Жоффруа), запишите следующую реакцию: "Король умерщвлен королевой, и дабы возродить его, примени волка, что пожрет его. И да откроет Король вновь очи свои".
  2. Обратившись к дополнительной литературе, опишите пять отличий (кроме аристотелианских) Огненной саламандры от саламандры обыкновенной.
  3. Предположите, символом чего может выступать слон на гравюре из "Виаториума".

 

Дополнительное задание:

Синтезируя все знания, полученные на занятиях к этому моменту, попытайтесь написать собственный рецепт в духе уже известных вам алхимических трактатов. Ограничьтесь выполнением одной операции (к примеру, Кальцинации). Максимальный объем — 10 предложений; количество баллов — 15.

Бесплатный хостинг uCoz