Лекция №6. Алхимические бестиарии: символика птиц Сегодня мы поговорим о птичьем символизме, упоминаемом столь часто в алхимических трактатах и особенно рецептах. Следует заметить также, что, несмотря на обилие различных метафорических и аллюзорных приемов, используемых алхимиками в целях криптографических, в данном базовом курсе Алхимии мы сосредоточимся на изучении самых важных из известных нам образов. Так, в этой лекции, как и в предыдущей, мы возьмем за основу изучения всего несколько символов, а именно Вороны, Лебедя, Павлина, Пеликана и Феникса. В этом нам помогут статья Адама МакЛина, современного адепта алхимии, уже известная вам "Аталанта" Майера, а также гравюры, любезно предоставленные г-ном Гринбергом, исследователем трактатов и известным палеографом. Для того, чтобы понять выбор метафор в данной лекции, обратимся к 43 гравюре Аталанты и эпиграмме к ней: "Птица уселась на вершине горы, Крича неустанно: "Я черна и бела; Желта и красна я, и здесь нет обмана." Подобен ей бескрылый ворон, что летит Во тьме ночной, и также в свете дня; Важнейшее в искусстве — они оба". Как можно заметить, черный, белый, желтый и красный — это цвета вороны, лебедя, павлина и феникса. Стадия Пеликана в классических трактатах обычно опускается, но, как мы увидим далее у МакЛина, она является одной из важнейших в концепции понимания трансмутаций с философической точки зрения. Начнем же изучение с Вороны. Черная Ворона Итак, Ворона — олицетворение первой встречи алхимика с его внутренним "я", начальных стадий постижения им его внутреннего философского смысла души. В практическом смысле стадия Нигредо — это стадия чернения, или, как это часто описано в алхимических трактатах, начало смерти (caput mortuum). Также эти процессы можно описать как путрефакцию, или разложение, которые обычно начинают любой процесс алхимических трансмутаций с нагревания черной земли (или начальных реагентов) в закрытом сосуде. Белый Лебедь Лебедь — это отождествление образа с белым светом, озарением, которое приходит к адепту после первой встречи со своим внутренним "я". Его часто путают с истинным просветлением, тогда как на самом деле лебедь, скользящий по поверхности пруда, представляет собой такое же скольжение алхимика по границе меж его внутренним, эфирным телом и физическим обличием. Практически же Лебедь связан с процессом трансмутации свинца в серебро, или же с появлением белой тинктуры (стадия Альбедо). Желтый Павлин Желтый (или Радужный) Павлин — это стадия единения адепта с его астральным, эфирным телом, получение драгоценного опыта познания своего внутреннего "я", к которому он стремился через прохождение через трудную стадию Нигредо. В практическом же смысле стадия Павлина становилась точкой окончательного очищения, слияния всех цветов в радужный, или белый. Пеликан Пеликан олицетворяет самопожертвование адепта, его вклад сил и душевных ресурсов в процесс Великого Делания. Эта стадия отождествляется с трансформацией самого адепта, с изменением его личности и самоотречения во имя достижения цели и нахождения Истины. Именно из-за этой духовной природы стадия не имеет аналогов в алхимическом практикуме, и посему не имеет нареченной цветовой аллюзии. Красный Феникс Наконец, финальная стадия возрождения души адепта описывается в трактатах как Красный Феникс — одновременно с духовной смертью его "я" возрождается и развивается вновь, в новом качестве. В практических указаниях стадия Рубедо означает процесс фиксации Ртути с помощью белой Серы, полученной на стадии Альбедо. Это отражено и в книге Лэмбспринка в аннотации к восьмой гравюре:
"Есть в Индии прекрасный лес, В нем птицы связаны две вместе. Одна красна, другая — белая, как снег. Они клюют друг друга, и вторая Оказывается съеденной товаркой. Им суждено стать голубями, А из голубей возникнет Феникс, Что позади оставит смерть и черноту, Жизнь обретая полную чудес. На это силы дал ему Господь, Так что он может вечно жить, не зная больше смерти. Он нам дает богатство, жизнь нашу хранит, И с его помощью творятся чудеса, Что истинным Философам известны".
Так с помощью птичьего символизма описывается в классической алхимической литературе процесс Великого Делания. На этом лекции о базовом символизме приходят к завершению. В курсе следующих нескольких лекций будут обсуждены основы лабораторных техник, после чего достойные того студенты будут допущены в лабораторию для прохождения индивидуальных Практикумов с профессором. Использованные источники и рекомендованная литература: Greenberg, Arthur. From Alchemy to Chemistry in Picture and Story. Hoboken: Wiley&Sons, 2007, страницы 69-72. Maier, Michael. Atalanta Fvgiens. Oppenheimii: ex typographia H. Galleri, sumptibus J. Theodori de Bry, 1618. Theatrum chemicum : praecipuos selectorum auctorum tractatus de chemiae et lapidis philosophici [anastatic reprint of the 1659-1661 edition]. Torino: Bottega d'Erasmo, 1981. McLean, Adam. The Birds in Alchemy. Hermetic Journal.5: 1979. Домашние задания: - Опишите в двух-трех предложениях символическую связь Пеликана, изображенного на гравюре, и семантического значения самопожертвования.
- Лаконично разъясните формат и структуру книги Лэмбспринка. Копия ее доступна в Библиотеке Хогвартса.
- Выбрав из текста лишь практические аналоги художественных метафор, составьте рецепт Делания в терминах птичьего символизма.
Дополнительное задание: Напишите короткий (1-2 страницы) доклад о различиях и сходствах "Аталанты" и "Книги Лэмбспринка". Максимальная оценка - 15 баллов. |