Лекция №9.
Ознакомление с техниками безопасности поведения в лаборатории.

Эта лекция завершает первый цикл изучения теоретических основ искусства алхимии — самый базовый и необходимый для дальнейшего изучения Королевского искусства. Как вы могли заметить из предварительного расписания лекций этого цикла, по достижении студентом конца обязательного блока работ ему выдается пропуск в практическую лабораторию. Именно поэтому завершающая лекция посвящена техникам безопасности поведения в алхимическом святилище.

Обратимся к некоторым рекомендациям именитых алхимиков. Так, уже упомянутые в ходе предыдущей лекции правила Малого свода Альберта Великого весьма лаконично резюмируют основные пункты техники безопасности, пронесенные алхимическими адептами сквозь века и действующие и поныне. Вспомним шесть первых правил:
"Наипервейшее правило состоит в том, что сподобленный этому искусству должен хранить молчание и ни одной живой душе не выдавать его тайну", - как видим, в этом Альберт предостерегает мага и адепта от распространения важной и тайной информации, доступной лишь посвященным в нее и достойным студентам. К этому же концепту относится и "второе правило — такое правило, согласно которому посвященный должен выбрать для работы соответственное работе место в особом доме, сокрытом от глаз людских". В следующем пункте своих изысканий Альберт напоминает о том, что "необходимо строго блюсти время работы. Важно соблюдать, например, часы совершения возгонки и растворения. Скажем, результаты возгонки, совершенной в зимнее время, почти никакой ценности не имеют. Растворение и обжиг, напротив, можно совершать в любое время", - благодаря этому напоминанию студент может легко вспомнить о климатических изменениях, влияющих на протекание многих алхимических реакций из-за изменений в давлении и температуре окружающей среды. Отсюда можно сделать вывод, что в современной алхимической лаборатории достойный маг будет должным образом поддерживать идеальные условия среды для проведения необходимых ему трансмутаций. Но вернемся к правилам Альберта: "Четвертое правило. Посвященному следует тщательно и упорно направлять свои усилия, без устали приближаясь к концу", - иными словами, перерывов, отдыха и каникул в алхимическом деле просто не бывает: к сожалению, ни один из благороднейших древних металлов не будет ждать, пока благосклонное внимание студента пятого курса Хогвартса обратится к нему. "Пятое наставление состоит в строгом соблюдении всего того, что принято в нашем искусстве[:] Во-первых, следует собрать воедино [все то, с чем должно работать]; во-вторых, нужно возгонять; в-третьих, сгустить вещество; в-четвертых, обжечь; в-пятых, растворить; в-шестых, перегонять; в-седьмых, осадить; и так далее, в строгом порядке", и это утверждение не подлежит оспариванию. Точность и неукоснительное соблюдение техник безопасности и рецептурных указаний, ранее уже установленных маститыми адептами Ars Regia, являются основополагающими условиями успешного проведения трансмутаций, необходимых для вашего понимания основ взаимодействия подлунных элементов. Наконец, "шестое предписание настоятельно требует, чтобы сосуды, предназначенные для операций с водами или маслами, с участием огня или без такового, были либо из стекла, либо с внутренней стороны покрыты глазурью. Иначе приключатся многие беды", - или, говоря более современным языком, материал покрытия сосуда станет одним из активно участвующих в трансмутации элементов, что приведет к крайне нежелательным последствиям в виде прожженных насквозь дыр в ваших же одеяниях и, вполне возможно, телах — напомню, вы плавитесь при гораздо меньших температурах, нежели любой из металлов, с которым вам предстоит работать в алхимической лаборатории.

Итак, подытожим общие правила работы в лаборатории, необходимые для соблюдения в течение всего практического курса алхимии, безотносительно уровня знаний:

Общие правила

1. Делай работу молча. Нарушая молчание, ты подвергаешь опасности себя и результаты своих опытов.
2. Место работы. Выбирай его тщательно - так, чтобы оно не бросалось в глаза.
3. Желание отдохнуть - первый признак поражения.
4. Будь внимателен к материалам, обращайся только к тем веществам, реакцию которых ты способен предсказать.
5. Знай свой предмет. Незнание влечет за собой смерть, которая и без того неизбежно ожидает всех нас, так зачем же еще приближать ее?

Говоря же о более современных правилах, использующих продвинутую (умеренно) терминологию, нельзя не упомянуть об опасностях, предостерегающих вас при работе с металлами и другими веществами. Так, весьма редко современный алхимик полагается на весьма неточный анализатор, предоставленный ему природой в виде собственного чувства обоняния или вкуса: для этого предназначены вещества-индикаторы и специальные заклинания. Адепт должен помнить и об опасностях для его здоровья: при работе со Spiritus Salis, Spiritus Vitriolis, к примеру, он должен помнить о возможных испарениях соответственно хлора и триоксида серы, которые могут существенно замутнить его восприятие действительной реальности и приблизить смертельный исход на весьма существенный промежуток времени. Наконец, адепт должен помнить, что посвящение себя Королевскому искусству означает расстановку приоритетов его в новом порядке, в котором труд его жизни – или Prima Materia – должна главенствовать над собственно жизнью в сугубо практических применениях алхимического инструментария (иными словами, прежде чем озаботиться о своих пораненных пальцах, отодвиньте свою работу подальше, ибо кровь ваша - далеко не драконья и не слоновья).

Из всего вышеизложенного проистекают следующие правила:

Частные правила

1. Не лей воду в кислоту. Вода закипит, и брызги раствора кислоты могут попасть в лицо.
2. При работе со щелочными металлами в случае возгорания не гаси огонь водой.
3. При содержании хлора в воздухе 0,9 мл/л смерть наступает в течение пяти минут.
4. Получив серьезную рану в ходе экперимента, прежде всего озаботься тем, чтобы твоя кровь не попала в чистое исходное вещество и не испортила его.
5. Всегда фиксируй письменно все стадии эксперимента.

На этом мы завершаем введение в курс основной Алхимии, преподаваемой в Хогвартсе. Всех квалифицировавшихся студентов я ожидаю в кабинете для Практикумов, остальных же буду рада видеть на финальном экзамене (буде те изъявят желание его сдать).

Использованные источники и рекомендованная литература:

Альберт Великий. Малый алхимический свод. Пер. В. Я. Рабинович. Знание за пределами науки. М.: Республика, 1996.

Коростелева, А.А. Школа в Кармартене. Самиздат, 2006 (доступ получен через данную ссылку 25/12/2011).

Домашние задания:

В этом домашнем задании я предлагаю вам найти ошибки в двух работах студентов алхимического кабинета некоей школы чародейства.

  1. Иеремия Браун, один из нерадивых студентов, во время практикума по второй главе "Натуральной магии" Порты попытался самостоятельно провести трансмутацию сурьмы в свинец по методике Диоскорида. Для этого он начал плавление металла в закрытой печи, а для наблюдений за температурой воспользовался ртутным термометром. Что сделал не так Иеремия Браун — или из-за чего во время надгробной речи таким хмурым выглядел его профессор алхимии?
  2. Восхищенная предложенной Джамбаттиста делла Портой методикой превращения сапфиров в бриллианты студентка Арабелла Хорн решила провести подобный эксперимент самостоятельно. Взяв горсть железных опилок и поместив в середину кучки свои сапфировые сережки, она поместила смесь в открытую печь и зажгла огонь. Когда же по истечении нескольких минут результата она не дождалась, студентка решила увеличить температуру огня и подлила в него дистилированного каменного масла. Объясните, какую роковую ошибку совершила ныне весьма симпатичная кучка праха, захороненная вместе с бриллиантовыми (уже) серьгами.

 

Дополнительное задание:

В краткой форме изложите свои соображения по поводу дополнений в уже существующие общие правила поведения и технику безопасности в алхимической лаборатории (не более десяти предложений). Максимальная оценка — 15 баллов.

Бесплатный хостинг uCoz