Открытый семинар по алхимии

"ИЕРОГЛИФИЧЕСКАЯ МОНАДА, ИЛИ ПОЧЕМУ МЫ РИСУЕМ ПОЛУМЕСЯЦ"

 Здравствуйте все. Рада приветствовать Вас на семинаре по алхимии, посвященном "Иероглифической монаде" Джона Ди, одного из величайших алхимиков и мыслителей Средневековья. Сегодня мы обсудим некоторые особенности символики, используемой в алхимии, и почему мы рисуем все эти символы, когда записываем алхимические реакции. Давайте подумаем, почему мы рисуем Землю в виде точки внутри круга?

Aleera Serpens: Может потому что у земли есть кора и ядро или потому что она как-то с Солнцем связана?

Victoria Eretti: Я думаю, что точка в круге - это Земля внутри галактики или, может быть, Вселенной.

Демьен Холлвей: А что если Земля обозначается как некий центр Начала? А круг, возможно, обозначает вселенную. И кстати круг - это по сути идеальная фигура. Значит и в данном случае круг и точка в нем являются в некотором роде идеалами

Энди Мэнсон: Мэм, возможно, потому, что под кругом мы подразумеваем Космос - бесконечность, ограниченная нашим пониманием. А Земля - лишь одна из небольших объектов Космоса, пусть и очень важная для нас, поэтому она изображается точкой.

Эрин Барнс: Профессор, но разве точка внутри круга - это не обозначение Солнца?

Мерелана Ханрахан: Круг с точкой в центре означает, что этот круг вращается, думаю вращается вокруг Солнца.

- Хорошие предположения – и вы абсолютно правы, мисс Барнс, мистер Холлвей, мисс Ханрахан. Действительно, символика изображения Земли в виде круга с точкой в центре уходит намного глубже в историю, нежели история геологии. В те времена считалось, что Земля - центр Вселенной, и Солнце вращается вокруг нее. И именно так Джон Ди объясняет символику Солнца: "...центральная точка, которую мы видим в центре иероглифической Монады, образует Землю, окруженную Солнцем". Но давайте разберемся - что же такое иероглифическая Монада?

Эрин Барнс: Иероглифическая монада символизирует Землю в окружении Солнца, Луны и других планет.

Victoria Eretti: Я думаю, иероглифическая Монада - это символ, связанный с Солнцем. Я бы могла сказать, что это сочетание символов Солнца и Луны, если я не ошибаюсь.

Мерелана Ханрахан: Иероглифическая Монада своего рода композиция, описывающая сочетание символов Луны, Солнца и первичных элементов.

Вы правы, мисс Барнс, мисс Эретти, иероглифическая Монада изображает Землю и окружающие ее планеты и стихии. Но знаете ли Вы, что значит само слово "монада"?

Энди Мэнсон: Монада - это от моно. То есть нечто единое, неделимое, цельное.

Мерелана Ханрахан: Монада, это, видимо, система, в которой все элементы взаимосвязаны.

Victoria Eretti: Я думаю, что это связано как-то с философией. Я где-то слышала, что это - духовный элемент, который составляет основу мироздания. Ведь это так, профессор Реитан?

Мисс Мэнсон, мисс Ханрахан, мисс Эретти, вы правы. Монада - это духовная единица, неделимая наименьшая частица всего сущего, нематериальная точка. Именно поэтому мы изображаем единство природы, Земли, стихий и планет в Иероглифической Монаде. Обратите внимание на доску. Иероглиф изображает Землю в окружении Солнца, Луны, Кватернера стихий и знака Овна - знака Огня.

//Профессор Реитан обратилась к доске и изобразила на ней иероглиф.//

Энди Мэнсон: Похоже на человечка.

Эрин Барнс: То есть, иероглифическая монада символизирует цельную, неделимую систему, включающую Землю, Солнце, Луну и стихии, так, профессор?

Victoria Eretti: То есть, профессор, можно сказать, что монада - это то, что сплоченное и неразделимое?

Вы правы, мисс Барнс, мисс Эретти. Итак, Джон Ди и его полукаббалистические взгляды на символику и иероглифику алхимической науки. Он рассматривает монаду как систему - то есть как наименьшую единицу духовного восприятия окружающего мира для адепта алхимии. Для Джона Ди система биоценоза Земли, Солнца, Луны и стихий - это неделимое единое целое. А теперь давайте подумаем, почему он изображает Луну как половину окружности, а Солнце - как полную?

Демьен Холлвей: Профессор, насколько я знаю Солнце ассоциируется с Золотом. А Луна- с Серебром. Золото же считают тем, к чему нужно стремиться - идеалом. Поэтому это что-то цельное, круглое, идеальное.

Энди Мэнсон: Возможно потому, что Солнце считалось главным светилом, неким "правителем" в мире астрологии. А Луна лишь отражала свет Солнца, не являясь полноценным светилом.

А может быть дело в том, что Солнце всегда круглое, а Луна умеет менять форму, превращаясь то в полукруг, то вообще в тонкий серп.

Эрин Барнс: Возможно, это связано со сменой фаз Луны, ведь чаще всего мы видим именно полумесяц, форма Луны принимает вид полной окружности лишь в полнолуние.

Отличные ответы, мистер Холлвей, мисс Мэнсон. Обратимся к самому Джону Ди. Он объясняет это так: "Хотя полукруг Луны расположен над кругом Солнца и кажется более высоким по своему положению, мы все же знаем, что Солнце — правитель и Царь. Мы видим, что Луна из-за внешнего сходства пытается сравняться с Солнцем, и в этом подобна обычным людям, но ее лицо или полусфера, всегда лишь отражает свет Солнца. Онатак жаждет принять солнечные лучи и превратиться в Солнце, что время от времени исчезает совершенно с небосвода, и через несколько дней появляется снова, поэтому мы изображаем ее в виде Рога (Cornucopia)".

Victoria Eretti: Потому что Солнце всегда освещает ровно половину поверхности Луны.

Превосходная гипотеза, мисс Эретти. То есть теперь мы понимаем, что идеал системы есть Солнце, а Луна лишь стремится к нему, и все Лунные знаки - лишь бледная тень Солнечных. Давайте разберем еще пару частей Монады. Так, Джон Ди говорит о единстве Кватернера и Тернера в кресте в составе Монады. Кватернер - это четыре линии, соединяющиеся в центре креста; они символизируют единство четырех стихий. Кто же может дать мне определение того, что такое Тернер?

Энди Мэнсон: Тернер - это крест, профессор. То есть просто пересечение двух прямых.

Алина Нордайн: Профессор, могу предположить, что, раз кватернер – это тетрада каких-то признаков, то тернер, соответственно, триада. И если мы уже говорили про стихии, то сейчас разумнее всего будет упомянуть человека, то есть, его тело, его разум и его дух.

Мерелана Ханрахан: Если Кватернер это единство четырех стихий, то Тернер - это единство трех алхимических начал, может трех основных элементов.

Шарлотта Сорель: Ну, если судить по теории, что Солнце - целое, а Луна - подобие, то, возможно, если Кватернер - четыре прямых (даже в самом названии слышится корень "ква", который лично у меня ассоциируется с квадратом и цифрой четыре), то Тернер - это пересечение двух прямых, проще, крест.

Абсолютно верно, мисс Мэнсон, мисс Нордайн, мисс Ханрахан, мисс Сорель. Тернер - это две прямые и точка их пересечения, это триада единства тела и разума как линий и духа как точки их пересечения. Таким образом, Монада включает в себя уже Землю, Солнце, Луну, и септет стихий и триады духа, разума и тела. Нам осталось разобрать только один символ - символ Овна, он же символ Огня. Кто может его охарактеризовать?

Энди Мэнсон: Возможно, это означает небо, которое раскололось на две половинки от удара какого-нибудь небесного огня? Молнии, например.

Селена Ари: Огонь могущественный символ, но в то же время очень уязвимый если попадает под воздействия символа Воды или Воздуха.

Эрин Барнс: Знак Овна символизирует небесный экватор. Возможно, здесь он нужен, чтобы разграничить, скажем так, время Солнца и время Луны.

Мисс Мэнсон почти угадала, тогда как, мисс Барнс, Ваше предположение истинно верно. Сам Джон Ди в труде описывает символ так: "Изображенная ниже фигура зодиакального знака Овна, которую используют астрономы, одинакова во всем мире (нечто вроде одновременно и режущей, и колющей конструкции), и также общепринято считать, что она означает источник огненной тройственности соответствующей части неба. Поэтому мы добавили астрономический знак Овна, чтобы показать необходимость использования огня в практическом приложении этой Монады". В этом он говорит именно об алхимическом значении всей Монады - о том, как Солнце и Луна желают раздела и раскола стихий при помощи Огня - чем, собственно, и занимаемся мы, алхимики, в своих лабораториях.

Мерелана Ханрахан: Знак Овна поддерживает Монаду, таким знаком принято обозначать Овна как астрономический знак, видимо, он означает небесный огонь.

Демьен Холлвей: Профессор, получается, что, грубо говоря, Огонь нужен, чтобы "делить" остальные вещества путем накаливания?

Да, мисс Ханрахан. И, мистер Холлвей, именно так. Джон Ди предлагает рассматривать Огонь как материю, раскалывающую четыре стихии и помогающую нам практически применять Монаду в алхимии.

Теперь же давайте разберемся, почему Монада помогает нам и в изображении других планет, не входящих в основной иероглиф. Кто может предположить, как, к примеру, это поможет нам в символизировании Сатурна и Юпитера?

Алина Нордайн: Вероятно, они будут как-то связаны с Луной, ведь в их символах мы видим полукруги, которые и напоминают нам о Луне, входящей в Монаду.

Демьен Холлвей: Может, это связано с другими знаками зодиака? Можно, наверное, как-то связывать с их обозначениями.

Эрин Барнс: Отдельные части иероглифической монады похожи на символы других планет. Например, символы большей части планет содержат квартернер.

Шарлотта Сорель: Раз мы видим в символах Юпитера и Сатурна полукруги, это может значить лишь то, что они связаны с Луной, что в то же время входит в Монаду. Или может быть они как-то связаны с другими знаками зодиака, теми, что схожи с ними по стихии. Или что-то подобное.

Селена Ари: Сатурн появился после первого лунного оборота вокруг земли, а Юпитер после второго.

Мерелана Ханрахан: Символы Юпитера и Сатурна можно составить опираясь на Монаду, Сатурн это стихии и правая половина символа Овна, а Юпитер это стихии и левая половина.

Эрин Барнс: Получается, Сатурн и Юпитер включают в своих обозначениях квартернер, символизирующий стихии, и знак луны.

Энди Мэнсон: И Сатурну и Юпитеру досталось по половинке небесного экватора, разделенного огнем и Стихии. То есть в их символике присутствует тернер и половинка Овна - правая или левая. В смысле, половинка Луны, в зависимости от фазы ее вращения.

//Профессор удовлетворенно улыбнулась, кивая в ответ на реплики студентов.//

Из ваших ответов можно составлять отдельный трактат, достойный прочтения самим Ди. Да, именно так - практически вся алхимическая символика содержит в себе Кватернер, равно как и Сатурн с Юпитером содержат обороты Луны. Посмотрим на график Ди, показывающий Лунные символы в левой части таблицы и Солнечные - в правой.

Селена Ари: Марс похож на Солнце и Овна.

Правы те, кто говорит о частях Луны и Солнца в этих символах. Теперь, думаю, вы уже никогда не сможете смотреть на эти мелкие значки так же, как прежде. Но - идем дальше. Прочтем следующий отрывок из Ди: "Каждый из этих знаков очень просто объяснить в соответствии с нашими основными иероглифическими принципами, приведенными выше. Для начала мы опишем те из них, которые обладают чертами Луны: затем — обладающих солнечными признаками. Когда наша лунная природа, в соответствии с наукой Стихий, закончила первый оборот вокруг нашей Земли, она была названа Сатурном в мистическом смысле. После этого, после следующего оборота, она была названа Юпитером, и изображена весьма тайной фигурой. Затем Луна, совершившая третий оборот, была представлена — так же весьма тайно — при помощи фигуры, которую обычно называют Меркурием. Вы видите, что все это есть проявления Луны. Четвертый оборот не будет противоречить нашему тайному плану, что бы ни сказали некоторые мудрецы. Таким путем чистый магический дух, благодаря своим качествам духа, совершает работу отбеливания на месте Луны; только нам одним, ясно, как при свете дня, он говорит иероглифически без помощи слов, представляя и запечатлевая эти четыре геогонические фигуры в чистой Земле... Теперь рассмотри мистический знак Марса! Разве он не образован при помощи иероглифов Солнца и Овна, при участии магистерия четырех Стихий? А знак Венеры — я хотел бы спросить, разве он не образован из Солнца и Стихий, что соответствовало бы наилучшему толкованию? Итак, планеты устремлены к солнечному периметру и работе ревификации (возвращения к жизни)... Далее мы замечаем, что возникает иной Меркурий, который является братом-близнецом первого: в соответствии с полной Лунной и Солнечной магией Стихий, Иероглиф этого Вестника весьма недвусмысленно обращается к нам, и мы должны тщательно изучить его и услышать, что он говорит. И — по Воле Бога — это есть Меркурий Философов, прославленный микрокосм и АДАМ. По этой причине, некоторые наиболее знающие люди склонялись к тому, чтобы поставить его в один ряд с Солнцем. Этого мы не можем осуществить в настоящую эпоху, разве только если дадим коралловому кристаллу ту самую ДУШУ, которая отделяется от тела при помощи искусства пирогномики. Очень трудно довести это до конца, и весьма опасно из-за огня и дуновения, заключенного в сульфуре. Но не подлежит сомнению, что эта Душа способна производить чудеса. Например, соедините ее нерастворимой связью с диском Луны (или как минимум, с Меркурием) при помощи Люцифера и Огня. В-третьих, нам необходимо показать (с целью демонстрации нашего Септенария) что это и есть Солнце Философов".

Энди Мэнсон: Профессор, скажите, а как отличить на этих рисунках квартернер от тернера? Ведь прямые линии вроде бы две и они пересекаются - чистый тернер.

Шарлотта Сорель: Профессор, вы могли бы объяснить, почему кватернер в символике Юпитера находится справа, а в символике Сатурна – слева?

Замечательный вопрос, мисс Мэнсон. Действительно, есть ли разница в изображении кватернера и тернера? Не в графическом уж точно - крест и есть крест. Однако использовать терминологию мы будем в следующем смысле: кватернер мы будем использовать в практических разговорах алхимического характера, когда будем характеризовать стихии, их разделение и операции в лаборатории. Тернер же обычно применяют тогда, когда говорят о спиритуальном, или духовном аспекте развития алхимика или другого ученого, который познает мир и себя путем научных изысканий.

Мисс Сорель, Вы же вспомните, Ди говорит именно об оборотах Луны, которая идет в нашем случае в определенном направлении вокруг центра своего вращения. Думаю, теперь Вам понятно, что он имел в виду?

А теперь подытожим разбор "анатомии" нашей Монады. Взгляните на эту таблицу из трактата и попробуйте догадаться, в чем логика построения самой таблицы.

Демьен Холлвей: Думаю, логика таблицы как-то связана с кватернером; быть может каждые два знака вокруг центра относятся к одной из четырех стихий?

Мерелана Ханрахан: Мне кажется, что тут показан путь Луны и Солнца, а также солнечные и лунные знаки и способы построения символов на основе Монады.

Эрин Барнс: Знаки, находящиеся напротив друг друга, обладают противоположными значениями. Как Солнце и Луна, или Марс и Венера, или же два разных обозначения Меркурия.

Aleera Serpens: Возможно, это как-то связанно с порядком расположения планет относительно Солнца и Луны?

Селена Ари: Таблица построена в виде креста с точкой в центре. Тоесть это Тернер и Кватернер.

Энди Мэнсон: Логика в том, что Меркурий - самая "крутая" планета. Потому что его ипостасей в таблице больше всего. И стоит он в одном ряду с луной и солнцем.

Вы все правы по-своему. Действительно, противоположные знаки расположены на разных концах таблицы; также, двигаясь по часовой стрелке, мы видим движение Солнца во внешнем круге и Луны во внутреннем; и, наконец, именно так мы строим Монаду. Ну что ж, а теперь - обещанный мною мастер-класс по стенографии, который во многом будет основываться на этом нашем обсуждении "Монады" Джона Ди. Ничего особенного вам не потребуется - только волшебная палочка, да, возможно, перо с пергаментом для записи самих символов.

Готовы? Тогда начнем. Итак, для записи алхимического эксперимента ученым часто требуется записывать реакции очень быстро. Но если руки заняты приготовлением Соли или Серы - как тогда успеть еще и записать реакцию? Для этого мы зачаровываем записи. Вы можете зачаровать свое перо. Но для того, чтобы это сделать, вам нужно еще и направить перо для нужной записи, не так ли? Именно для этого существуют чары Alchimia scribus, - профессор записала заклинание на доске. - Но одного заклинания недостаточно: перу нужно указать, какого типа реакции мы записываем, а также нужно привести себя в состояние, соответствующее типам реакций, которые мы сегодня проводим - как и всегда в алхимической лаборатории. Поэтому палочкой мы выписываем ряд символов в воздухе.

Итак, первоочередным элементом любой алхимической операции является Огонь. Поэтому палочкой мы вырисовываем либо знак Овна, либо треугольник, "смотрящий" вверх, то есть у которого основание параллельно полу, - она вычертила палочкой оба символа. - Затем, если в реакции присутствует вода, мы рисуем треугольник острием вниз. Если реакция сухая - рисуем знак соли, выглядящий как Ө. И, наконец, в зависимости от металлов, используемых в реакции, мы рисуем дополнительные их символы в воздухе. Когда вы будете практиковаться с Чарами, вы заметите, что за палочкой остается голубоватый след-дымка, который позволяет вам рисовать более точно.

Теперь давайте попробуем применить это на практике. На столе у меня стоит оборудование для нескольких реакций, которые я проведу; вы же их застенографируете. Попробуем сначала вместе. Первая реакция - это очищение и тестирование чистоты соли с помощью огня, очень базовая реакция.

//Профессор Реитан, надев перчатки, взяла большую глубокую ложку с солью и включила горелку, поднося затем ложку к огню и наблюдая за реакцией.//

Энди Мэнсон:

Произнеся для студентов заклинание:

- Alchimia Scribus! - профессор довела реакцию до конца и кивнула на перья и пергаменты, которые записали реакцию во всей ее полноте, раскрывая также в словесной форме оказавшиеся в соли примеси в виде песка и известняковой пыли.

- Как вы видите, реакция оказалась записанной совершенно верно, а вам для записи длинной формулы потребовались всего два основных символа. Именно поэтому этот метод и называют "скорописью", или "стенографией" алхимической науки. Теперь попробуйте наложить чары на перо и пергамент самостоятельно; в следующей реакции я ускоренно дистиллирую на огне водные растворы солей золота и серебра.

Профессор поменяла тонкие перчатки и подошла к следующему сооружению - дистилляционному аппарату.

Энди Мэнсон: Профессор, у меня вопрос. Вот в этом примере нужно было нарисовать треугольник и круг с чертой. А есть ли разница, какой знак именно рисовать первым, а какой – вторым?

Как правило, мисс Мэнсон, алхимики предпочитают рисовать символы в порядке огонь-вода-соль-металлы в порядке десцендирования ценности (то есть золото первым, железо последним), но это лишь для удобства - Чары поймут Вас в любом случае.

Энди Мэнсон:

Эрин Барнс: Профессор, а нужен ли символ соли тогда, когда реакция происходит не с самим металлом, а с его соединением?

Знак соли в этом случае не обязателен, но желателен, потому что соединение металла - это уже соль. Ну, и, как вы можете видеть, Чары работают прекрасно. Ну а теперь давайте попробуем кое-что посложнее... если кто-нибудь из присутствующих помнит зимний семинар по люминесценции, там я использовала соль, воду, огонь, но еще - люминол, то есть вещество, добытое у живых светлячков. Как вы запишете эту реакцию?

Алина Нордайн: Привычным уже движением начертила в воздухе треугольник с острием вверх, добавила такой же, но с острием вниз, начертила окружность с линией поперек. Остановилась, думая, как бы точнее нарисовать смысл последнего ингредиента. Хмыкнула и добавила изящный полумесяц.

Энди Мэнсон: Возможно, как соединение воды и солнца? То есть круг с точкой, вписанный в треугольник, направленный вниз?

Эрин Барнс: Изобразила знак соли (перечеркнутую окружность), два треугольника - символы огня и воды, и, подумав, символ Серы, духа жизни.

//Профессор улыбнулась.//

Вопрос был с подвохом. В этом случае вы все знаете, что должно произойти, - она налила остаток жидкости в фонарик и тщательно его потрясла, заставляя затем жидкость начать светиться в полумраке зала. - Вы настроены на появление люминесценции, и ваша магия сама направляет перо, поэтому любой из символов, который вы сами считаете отражающим суть процесса, отразит его суть. В этом и есть прелесть этого метода для записи алхимических экспериментов, когда зачастую мы изобретаем новые соединения, ранее неведомые - перо все равно запишет все за нами, потому что объяснить происходящее можем мы сами в своем разуме. Поэтому все вы были правы. Я надеюсь, что этот метод поможет вам в дальнейшем не только в алхимической лаборатории. По секрету: если слово "Alchimia" заменить названием другой научной дисциплины, требующей конспектирования действий - скажем, Трансфигурации, Зельеварения или Травологии, - и поразмыслить над символикой, то перо вас послушается и в этом случае.

Энди Мэнсон:

Ну что ж, пожалуй, теперь мы откроем дискуссию для оставшихся у вас вопросов, а потом начнем и расходиться - времени мы на все эти интереснейшие дебаты потратили немало.

Алина Нордайн: То есть, и для записи Заклинаний оно будет работать, я правильно поняла?

Теоретически да. Но для этого придется покорпеть над творческой частью записи символики в воздухе - все же зачаровывать перо для записи Чар задача не из легких.

Энди Мэнсон: Если формула нарисована неправильно - знаки перепутаны, например, может ли это как-то повлиять на саму реакцию? Испортить компоненты, сделать большой бабах или что-то еще?

Поскольку Чары зачарованы только на запись того, что происходит на столе, с реакцией ничего не случится - а вот записи окажутся испорченными. Поэтому даже в этом мелком заклинании стоит соблюдать точность.

Юджиния Райт: Профессор, я вот подумала, записи по сути носят индивидуальный характер, как в реакции с люминолом, у всех появились разные символы. То есть по чужим записям мы не можем достоверно воспроизвести реакцию, если потребуется?

Дело в том, что записи, оставляемые пером, будут все равно носить унифицированный характер общепринятой символики - перо запишет всю реакцию полностью, а выбранные Вами символы для Чар не будут даже отражены на пергаменте. Поэтому Ваши записи сможет разобрать любой алхимик.

Продолжение »