Открытый семинар по Алхимии

БАОПУ-ЦЗЫ, СОСНА И ПЕРСИК, ИЛИ АРОМАТЫ ИЗ НЕВЗРАЧНОЙ РЕТОРТЫ

Добрый день и добро пожаловать всем на очередной открытый семинар по Алхимии. Надеюсь, что сегодня тема семинара Вас заинтересует не меньше, чем в предыдущие разы проведения подобных мероприятий. Сначала - немного о плане семинара. Начнем мы с разбора философской стороны китайской алхимии, коснемся биографии Баопу-цзы и самого китайского понятия "дао", затем поговорим о растениях и их роли в алхимии, а закончим практической частью: синтезом алхимически получаемых сложных эфиров, которые и наполнят воздух этого зала приятнейшими ароматами растений, которые будут присутствовать здесь же.

Китайская алхимия: истоки

Итак, сегодня мы посвятим семинар растениям, сложным эфирам и ароматам - а рассматривать их мы будем в ракурсе китайской алхимии. Начнем мы с разбора внутренней духовной алхимии Баопу-цзы - величайшего китайского мыслителя, философа дао и одного из крупнейших алхимиков своего времени, который является автором одноименного трактата. Настоящее имя Баопу-цзы - Гэ Хун. В своем трактате он раскрывает очень подробно в первую очередь духовную сторону аскезы и отрицания плотских нужд, делая упор на духовном развитии и совершенствовании. Тем не менее, далее он приводит изобилие рецептов эликсира бессмертия, много рассуждает о физиологии и принципах сохранения тела человека, не упуская из виду ни одного аспекта сохранения качества долгой жизни. Но вернемся к Философической стороне китайской алхимии. Как пишет Мирча Элиаде в своей книге "Азиатская алхимия", "[н]ет никакой надежды понять что-либо из китайской алхимии в отрыве от фундаментальных концепций китайцев о мире и душе. По их представлениям, все субстанции на земле и в космосе насыщены одним из двух основополагающих "элементов": инъ (женским) и ян (мужским). Все сущее в той или иной мере причастно к этим базовым элементам. В некоторых физических телах доминирует мужской элемент (ян), в некоторых женский (инь). Со временем - и именно в кругах даосов - элемент ян был отождествлен с дао. Этот термин непереводим, он охватывает слишком много понятий ("путь", "универсальный принцип", "норма", "истина" и т. д.). Чем больше количество ян (т. е. дао) содержит субстанция, тем больше в ней благородства, чистоты, "абсолюта". Трансмутация металлов из низших и темных - в золото, благородное и сверкающее, - происходит через устранение доли инъ и приращение доли ян. Синтезированное, алхимическое золото выше самородного именно потому, что алхимические операции очистили его от всякого следа инъ", - профессор осмотрела студентов и улыбнулась. - Для тех из вас, кто был на лекциях в кабинете Алхимии, будет очевидно, что таким образом мы понимаем разность "инъ" и "ян" отнюдь не как противостояние обычных и привычных нам в западной алхимии Ртути и Серы.

Доминик Сен-Клер: Профессор, однако чем обусловлено подобное женоненавистничество? Ведь, на мой взгляд, сама мысль о том, что, например, тот же металл, не содержащий часть инь, является куда более чистым и ценным нежели тот, который содержит обе части? Тогда к чему вообще вся идея единства противоположностей, гармонии инь и ян?

Вы абсолютно правильно задали вопрос, упомянув мизогинию. Дело в том, что мужское начало в даосизме Баопу-цзы было именно что философски "правильным", присущим "ян". По-настоящему чистым и правильным мог быть только мужчина, и духовное развитие было привилегией именно мужчин. Собственно, патриархальные взгляды китайского традиционного общества - не такая уж и тайна Полишинеля.

Селеста Де Лиль: Профессор, извините. Если китайцы окружали себя веществами насыщенными ян, а вещества инъ были символами плодоносной Земли, то как же они поступали с этими веществами. Тоже очищали?

Вещества, наполненные Теллурическим принципом, не считались столь важными, и не были носимы на теле - впрочем, я не столь много знаю об этой стороне вопроса, однако припоминаю, что вещества, полные "инъ", не были столь популярны - в научной деятельности их очищали, а в повседневной жизни они просто не были используемы.

Итак, мы выяснили, что "ян" - это энергия чистая, незамутненная, истинная, а от энергии "инъ" мы вещества очищаем, в частности, во время проведения трансмутаций металлов. Продолжим. С древних времен китайцы окружали себя веществами, насыщенными ян. Многие символы "ян" - золото, нефрит и другие вещества - были носимы на теле в знак гарантии силы, здоровья и долголетия. Они гарантировали причастность носящего к представляемой ими небесной епархии Небесного и Солярного (т.е. Солнечного) Принципа. В то же время вещества инъ были символами Принципа Теллурического, плодоносной Земли, утробы, родящей металлы и растения. Вещества ян помогали войти в гармонию с самим Принципом и Космосом, стать органичным и, напрямую сообщаясь с нормами, ввести течение жизни в совершенное русло. Вот почему усвоение веществ, содержащих дао (т. е. ян), играло важную роль в жизни китайцев; это был вопрос не одной только гигиены, медицины или алхимии, но и добродетели - общественной, семейной, религиозной, - профессор улыбнулась и записала на доске пару терминов "Солярный-Теллурический", после чего обернулась к залу. - Так, Элиаде пишет: "Алхимию невозможно понять, не приняв во внимание этот столь характерный для китайской ментальности порядок, который предписывает неустанный труд ради вступления в тесную связь с Принципами, в гармонию с нормами, приданными жизни, дабы ей течь сквозь человека без препятствий".

Доминик Сен-Клер: Ужасно. Не справедливо и как-то очень некультурно.

В той же Британии, где находимся мы с Вами, права женщин тоже никогда не были защищены. Однако вернемся к теме семинара и поговорим о веществах "ян", после чего перейдем собственно к тематике нашего семинара - а именно к растительной составляющей "ян". Элиаде цитирует: "Перечень веществ, насыщенных ян, довольно длинен. Вещества эти собираются из всех царств природы. Среди растений, в изобилии содержащих ян и служащих для продления жизни, следует упомянуть цзи ("траву счастья", или "траву бессмертия", известную по китайской литературе), сосну и персик, Баопу-цзы говорит: "Лучшее снадобье бессмертных есть киноварь, за ней следует золото, после него - серебро, затем разные виды растения цзи и напоследок пять видов нефрита". Все эти вещества либо принимали внутрь в виде самых разнообразных отваров, либо носили на теле".

Михай Майореску: Простите, профессор, я не очень понял какое растение подразумевается под растением цзи?

Отличный вопрос, мистер Майореску. В качестве ответа давайте поговорим подробнее о некоторых растениях, входивших в состав эликсира - семенах сосны, кипариса, чесноках, персике и траве бессмертных - цзи. Считалось, что семена сосны помогают в левитации, а плоды кипариса продлевают жизнь до 1000 лет. Сложнее всего было добыть траву цзи. Она произрастала на неком острове, местоположение которого хранилось в тайне от обычных людей, этот остров находился далеко от границ Китая. Из истории известно о путешествии китайского императора Цинь Шихуанди (построившего великую китайскую стену) к этому острову за волшебной травой. Другие правители Китая так же снаряжали походы за эликсиром, дающим вечную жизнь и молодость. Но знаем ли мы, что это была за трава?

По сей день остается загадкой, что именно называлось "цзи". В алхимии ученые предпочитают считать это арбитральным растением, что может выглядеть и пахнуть по-разному для каждого адепта - те из вас, кто занимался зельеварением, могут провести аналогию с зельем "Амортенция". Таким образом, трава "цзи" - это ваше личное растение бессмертия, и у каждого оно свое.

Доминик Сен-Клер: Профессор, а существуют ли способы распознать свое растение цзы? Вернее, сохранилась ли до наших дней информация о том, как сделать это?

Действительно, как я только сейчас поняла, я случайно перепутала зелья "Феликс Фелицис" и "Амортенция". Прошу простить мне незнание Зельеварения - как бы ни были схожи эти две дисциплины, они, тем не менее, сильно разнятся в своей методологии. А касательно же растения "цзи"... мы попробуем сделать это в ближайшие несколько минут. Сейчас давайте вернемся к семинару и попробуем ответить на вопрос: почему же мы сегодня вернулись к обсуждению этих растений?

Дело в том, что для современной ориентальной алхимии, которая сосредотачивает все свое внимание на улучшении жизни человека, чрезвычайно важной частью является эстетическая сторона Делания. Так, ароматы сложных эфиров кислот, извлекаемых из растений и плодов, были известны своим благостным воздействием на адепта алхимии уже давно - даже в "Естественной магии" делла Порты мы уже видим пространные описания многочисленных экспериментов, описывающих дистилляционное извлечение эфиров и эфирных масел из самых разнообразных растений, плодов и даже животных тканей. Сегодня же мы можем убедиться, что получить ароматный эликсир, содержащий в себе сложный эфир фрукта или другого растения можно и не затрагивая это самое растение "цзи".

А теперь давайте перейдем к экспериментальной части.

//Профессор хлопнула в ладоши и указала студентам на два ряда штативов с пробирками, в каждой из которых была жидкость.//

Позвольте своим инстинктам указать вам на лично Ваши кислоту и эфир из каждого ряда пробирок. Выберите по одному и возвращайтесь на свое место.

//Улыбнувшись студентам, профессор сотворила перед каждым набор для дистилляции и зажгла магический огонь.//

Теперь слейте по двадцать капель кислоты и десять капель эфира в сосуд в наборе, а сверху капните один раз кислотой, что стоит в синем пузырьке рядом с вашей горелкой. Через пять минут, когда в самой правой реторте перегонится жидкость, снимите эту реторту с набора, убрав клипсу, и добавьте туда по капельке холодной воды из большого цилиндра и диэтилового эфира из желтой бутылочки.

//После очередного хлопка в ладоши наборы для дистилляций исчезли, а перед студентами возникли сепарационные воронки. Профессор пояснила.//

QIP Shot

Чтобы воспользоваться этой воронкой, через отверстие сверху нужно влить свою полученную жидкость. Затем воронку нужно закрыть пробкой, взять в руки и взболтать, затем обязательно открывая пробку и "проветривая" жидкость. Эту процедуру нужно повторить несколько раз. Не забывайте придерживать пробку руками!

Теперь, как вы все видите, в воронках жидкость разделилась на два слоя. Верхний слой - тот, что нам нужен. Давайте процедим нижний и уберем, а верхний вернем в реторту, прижав кончик носа реторты к крану внизу воронки. После этого верните реторту на огонь и наслаждайтесь ароматом - он и укажет, какое растение - Ваше цзи.

Вот вы и узнали свое растение цзи. Согласно даосизму, это растение сможет помочь вам сохранить долголетие и, возможно, подарить бессмертие. А теперь, если есть какие-нибудь вопросы, я с радостью на них отвечу.

Элеодора Ранкорд Розерик: Профессор, а вот например, что бы это растение подарило нам бессмертие, то что надо с ним делать? Нюхать его или что?

Я думаю, за этим вопросом лучше обращаться к трактату Баопу-цзы. Если хотите, забегайте в кабинет в Преподавательской, я дам Вам копию главы, в которой описывается рецептура эликсира бессмертия.

//Улыбнувшись и кивнув всем студентам, что тихо или все же вслух попрощавшись, вышли из зала, профессор направилась к выходу, заклинанием гася свет и стирая с доски все слова. Оборудование неспешно поплыло за ней, управляемое Locomotor - стеклянную посуду нужно было вымыть и простерилизовать перед тем, как отправлять на полку до следующих практических занятий.//

Бесплатный хостинг uCoz