Лекция №1. История алхимии

Мир алхимических исследований огромен. Во всех точках земного шара во все времена умы людей занимали идеи трансформации одной материи в другую; вопросы долголетия и бессмертия человека; возможности и потенциал живого и неживого вещества. Но когда началось это увлекательное путешествие — поиск Истины?

Древнейшие из алхимических трактатов, доступных магическому сообществу сегодня, имеют египетское происхождение. Корнями александрийская алхимия восходит еще к Тоту — богу знаний, которого в древней Греции называли Гермесом. Именно из этой традиции происходит термин «герметизм», который временами неверно отождествляют с алхимией (о различиях этих двух наук вы можете узнать подробнее из рекомендованной литературы, приведенной в конце лекции).

Сегодня волшебникам достоверно известно, что различные трансмутации природных веществ и экстрактов, сублимация и дистилляция, фильтрация и смешение — все эти алхимические операции были известны уже александрийским алхимикам, таким, как, к примеру, Зосим Панаполит, впервые описавший процесс «тетрасомата», или Болос Демокритос, автор трактата «Физика и мистика». В основном они использовали перечисленные операции в процессе обработки драгоценных металлов и, естественно, для получения золота. Эти знания впоследствии были переняты европейскими адептами королевской науки — в большинстве своем благодаря распространению упомянутых учений алхимиков александрийской Академии, а также «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста, содержащей в себе 13 строф — своеобразных заповедей любого современного адепта. "Скрижаль" - важнейший манускрипт, дошедший до наших дней; он является одним из главных источников Знания, равно как и одним из старейших алхимических трактатов, датируемый 2000-1900 г. до н.э.

Еще одним примером древних традиций становится китайская алхимическая школа. Ее главной целью становится человеческое бессмертие, достигаемое с помощью философского эликсира. Искусство трансмутации для этой ветви алхимии является не более чем инструментом для достижения вожделенного Камня. Благодаря этой концентрации на человеческой жизни и улучшению ее условий китайские алхимики смогли донести до западных коллег многие из медицинских операций, применяемых адептами и по сей день для создания препаратов и снадобий. Однако стоит отметить, что трансмутации Китая резко отличаются от западных традиций, в первую очередь, фокусировкой на внешней трансформации, не сосредотачиваясь на изменении эссенциальных качеств вещества. Поэтому современная алхимия отрицает большинство учений китайской алхимии, не отказываясь, впрочем, от методик и техник, предлагаемых восточными учеными с древних времен, ведь именно в Китае были изобретены сохранившиеся до современности развитые алхимические печи с возможностью контролирования подачи тепла, а также техники плавления и изготовления металлических сплавов, не говоря уже об изобретении пороха и обнаружении многих качеств взрывчатых веществ. Говоря о «громких именах» науки того периода, нельзя не отметить вклад Чен Тао-линя, вложившего свою лепту в развитие мистической части алхимии чистоты и ментального извлечения (Вернер, пассаж о Zheng Daoling).

Огромный рывок вперед ознаменовал собой также и период античной алхимии. Эмпедокл, один из пионеров древнегреческой науки, развивает в 450 г. до н.э. мысль о единстве Материи, являющейся центральной догмой алхимии по сей день: «Все вещества на Земле состоят из четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды, лишь в разных пропорциях. Эти элементы тесно смешаны друг с другом, как смешиваются разные краски, нежели свалены в кучу, как кирпичи» (Левир, стр.17). Разумеется, мысль о существовании четырех элементов в современной науке уже опровергнута, но догмат Единства Материи как основную концепцию алхимии сей факт отнюдь не отменяет.

Следующим светочем науки древней Греции становится Аристотель, подмечающий четыре базовых свойства вещества — холод, тепло, влажность и сухость. Различные комбинации их, по его утверждениям, и становятся основой для различий материй; однако трансмутации позволяют алхимикам управлять переходами вещества из одного в другое.

Наконец, финальную стадию совершенствования алхимических исследований проходят арабские ученые VIII-X веков. Джабир ибн Хайян (721-815), величайший алхимик, известный в Европе под именем Гебера, создает в VIII веке ртутно-серную теорию, на которой зиждется современная алхимия трансмутаций. Именно он начинает традицию медицинских изысканий, приводящих науку к выводу о существовании «побочных функций» Философского эликсира, дающих ему возможность излечивать болезни. Другими значительными именами в арабской летописи алхимиков становятся Ар-Рази, Авиценна, аль Бируни и аль Хазини (Левченков, глава «Алхимический период»).

Очевидно, что во времена становления Средневековья как арабская, так и европейская школы алхимии приходят в упадок. Новое возрождение науки начинается лишь в XII веке, с появлением на европейской сцене Альберта Великого, автора знаменитого «Малого алхимического свода». Именно он детально описывает свойства мышьяка, открывая дорогу новым алхимическим открытиям — к примеру, исследованиям его современника Роджера Бэкона. В своем трактате «Зеркало алхимии» тот впервые подразделяет алхимию на теоретическую (умозрительную) и практическую, а также описывает многие из известных ученым того времени операций объективным научным стилем, избегая мистицизма. В то же время не чужды магические исследования Раймунду Луллию, утверждавшему, что он нашел философский камень (безосновательно, что характерно) задолго до Николаса Фламеля. Наконец, значительный вклад в историю развития алхимии был вложен кардиналом Бонавентурой (изобретателем царской водки) и псевдо-Гебером, анонимным испанским адептом XIV века, описавшим множество минеральных кислот и других соединений, проливших свет на таинственные пассажи, описанные алхимиками прежних времен.

На этом лекция об истории алхимии с древних времен до конца Средних Веков закончена. В следующей лекции будет рассмотрена история алхимии периода Ренессанса, сделаны некоторые заметки об алхимиках XVIII века, а также рассмотрены основные теории современных адептов, после чего курс перейдет к рассмотрению основных алхимических понятий и операций.

Использованные источники и рекомендованная литература:

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Запада. Перев. К. Богуцкого. Киев-М., 1998.
Левченков С.И. Краткий очерк истории химии. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006.
Levere, Trevor H. Chapter 1. Transforming Matter: A History of Chemistry from Alchemy to the Buckyball. Baltimore, MD, USA: Johns Hopkins University Press.
Wieger, Leon, & Werner, E. T. C. China throughout the ages. Trans.: Edward Chalmers Werner. Sienhsien, China: Hsien-hsien Press, 1928.

Домашние задания:

  1. Пользуясь указанным источником (Левченков), определите значение седьмой строфы «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста: «Отдели Землю от Огня, тонкое от грубого, старательно и с умом» в ракурсе аристотелианской школы знания (свойства веществ, участвующих в трансмутации).

  2. Готовясь ко второй лекции, найдите фундаментальное различие в учениях Гебера и последующем исследовании Парацельса в эпоху Ренессанса, обратившись к книге Левченкова. Какому учению следует современная алхимия?

Дополнительное задание:

Пользуясь только списком рекомендованной литературы, найдите семь главных целей алхимии Средневековья и объясните каждую своими словами (не менее 15 полных предложений).

Это задание должно быть выполнено исключительно в текстовом формате; максимальная оценка — 15 баллов.

Бесплатный хостинг uCoz