Лекция №2. История алхимии

В этой лекции мы поговорим о возрождении алхимии и том невероятном прогрессе, который вознес Королевское Искусство на ту ступень, где оно находилось во времена прославленных арабских ученых.

Начать подобный разговор невозможно без упоминания великого Василия Валентина, бенедиктинского монаха, родившегося в 1394 г. Самым известным из трудов Валентина является, естественно, трактат "Двенадцать ключей", изучение которого вы начнете позже в этом семестре и продолжите в последующих — при условии успешной сдачи экзаменов, естественно. Но вернемся к вкладу Василия Валентина в историю Алхимии. Как в "Ключах", так и в "Триумфальной колеснице сурьмы" Валентин делает множество открытий, становящихся важными вехами в развитии науки XV века: так, он подробно описывает сурьму, соединения цинка, висмута, олова, свинца, кобальта, способы получения и свойства соляной кислоты и винного спирта и т.д.

Также в это время становится известным Николас Фламель — легендарный алхимик, впервые получивший Философский Камень. Примечательно, что секрет Камня содержится в легендарном трактате "Завещание Фламеля", созданном алхимиком исключительно ради прикрытия собственной усталости от общества.

Еще одним примечательным алхимиком эпохи Возрождения становится Иоганн Исаак Голланд, автор нескольких трактатов об иных, нежели у Фламеля, способах получения Prima Materia и квинтэссенции. Его вклад в современные взгляды и понятийный аппарат прогрессивного алхимика отражаются уже в следующих строках: «Возьми чистую оловянную пластину, три ее, пока не отполируешь. Положи на нее немного твоей материи и поставь на раскаленные угли. Если материя расплавится, а расплавившись, расплывется по горячей пластине, лекарство твое совершенно» (Рабинович, с.60). Как можно заметить, неукоснительное соблюдение чистоты эксперимента и понимание важности высоких температур для определения процента примесей в сплавах было уже тогда важным фактором, преподаваемым адептам алхимии.

Нельзя не упомянуть и о выдающихся британских алхимиках — таких, как Роджер Бэкон и Джордж Рипли. Тогда как первый был знаменит еще в XIII веке, в основном благодаря своему трактату "Зеркало алхимии" (что подробнее будет изучаться в дальнейшем постижении глубинных понятий алхимической науки), Рипли становится одним из самых известных алхимиков века XV, а также фаворитом Папы Иннокентия VIII. Несомненно, именно обучение в Италии, а также доступ к наиболее тайным манускриптам ватиканской библиотеки играют свою роль в том, что легендарная "Книга двенадцати врат" считается самым достойным и достоверным источником алхимического знания как среди современников Рипли, так и в сегодняшней действительности.

Естественно, что следующими именами в списке выдающихся алхимиков времен Ренессанса становятся Ваноччо Бирингуччо, Агрикола и Парацельс. Их подходы, тем не менее, разнятся кардинально: тогда как Бирингуччо и Агрикола в своих исследованиях стремятся к прогрессивной лаконичности, отсеканию лишнего мистицизма и приведению магии к структурированному виду науки в ее современном понимании, Парацельс не избегает средневековых методов написания рецептов и поддерживает консервативные пути изыскания Prima Materia и elixir vitae. Гогенгейм (такова была настоящая фамилия Парацельса), тем не менее, не ищет путей изготовления Философского Камня, ограничиваясь благородными целями алхимии как медицинской науки. Число семь вновь появляется в его работах, но теперь это уже не определение операций алхимической лаборатории и не число базовых металлов, но скорее ассоциации управляющих планет и управляемых органов в теле человека. В целом же Парацельс держится теории Ртути и Серы Гебера, добавляя теперь компонент Соли и превращая теорию в триаду из диады.

Следующая веха в истории развития алхимии — учебник "Алхимия" за авторством Андреаса Либавия, вышедший в 1597 г. В нем он развивает взгляды Парацельса на медицинское предназначение алхимии, но развевает мистицизм рецептов последнего, вновь обращаясь к агриколическому типу повествований и указаний. Тем не менее, он не отказывается, в отличие от Парацельса, от алхимии как науки о трансмутациях. Наконец, венцом развития алхимии эпохи Ренессанса становятся работы Джамбаттиста делла Порты, основателя Академии тайн Природы в Неаполе в 1560 г. Его многочисленные трактаты, включая "Натуральную магию", явились важным источником многочисленных фундаментальных основ современной лабораторной алхимии, направленной на изучение металлов и их свойств (так, некоторые из описанных им экспериментов были включены в программу хогвартского курса практикумов по Алхимии).

В XVII веке основными алхимическими работами, привлекающими внимание научного сообщества, становятся бестиарии Майкла Майера "Убегающая Аталанта" и "Виаториум", направленные на разъяснение аллегорических выражений в трактатах Средневековья, связанных с изображениями животных. Научное сообщество уже тогда делится на две ветви — магическую, продолжающую развивать историческое и мистическое направление науки трансмутаций, и маггловскую, уходящую все глубже в теорию вещества и единства сущностей на субатомарных уровнях.

Также в конце XVII и впоследствии в переиздании 1702 года становится весьма популярной "Немая книга" — Mutus Liber, содержащая всего пятнадцать гравюр. Изображения из нее, впрочем, считаются по праву лучшими представителями искусства алхимического изображения всех времен, и смысл, закодированный в изобразительном послании, до сих пор остается своеобразной тайной Королевского Искусства.

В XVIII веке в алхимии начинает преобладать принцип Ora et Labora — "Молись и работай". Религиозность провозглашает тенденцию и диктует направление развития алхимии, тем не менее, помогая просвещению начинающих ученых: так, изданный "Божественный вестник Медицины, Химии и Алхимии" в первой своей части содержит 33 таблицы с алхимическими символами и указаниями, служа своего рода справочником и настольной книгой алхимика тех времен (Гринберг, с. 173). Ему следует и ученик автора "Physica subterranea", Беккера - Георг Сталь, который переиздает трактат учителя в 1703 году, а также выводит теорию флогистона из работ своего наставника, даже несмотря на то, что двое никогда не встречались лично.

Подытоживая историю алхимии XVIII века, можно лишь напомнить о таких шведских исследователях, как Аксель Фредерик Кронштедт ("Эссе о системе минералов", 1758) и Торберн Бергман, сделавший свой вклад в развитие методики алхимии описанием газовых горелок, используемых в лаборатории и по сей день (Гринберг, с. 252).

Теперь, описав детальный ход истории Королевского Искусства с древних времен по современность, стало возможным обратиться к новейшей теории дуализма, превалирующей в исследованиях сегодня. Теория гласит о соединении материального и духовного, неукоснительном соблюдении закона триады, о соединении бифункциональности действия и священнодействия, практики и теории, схоластики и ремесла. Этой теории соответствуют все современные расшифровки средневековых рецептов, и именно этот подход позволяет алхимикам сегодня совершать открытия в сфере таинственной науки.

На этом введение в Алхимию в курсе Хогвартса закончено. В следующей лекции мы рассмотрим основы основ и начнем решать самые фундаментальные из практических задач исследователя природы жизни.

Использованные источники и рекомендованная литература:

Алхимическая тетрадь Иоганна Грассхофа, 1620 г. ("Таблицей Сродства" Этьена Жоффруа*, определите наиболее реактивный и наиболее инертный металлы из семи базовых операндов. В 3-4 предложениях опишите, как вы пришли к этому выводу. Это задание будет оценено в 10 баллов.
Дополнение к заданию (+5 баллов к оценке при правильном ответе): опишите, насколько реактивной является сера в соединении со свинцом, по сравнению с аналогичной реакцией серебра.

*Таблицу следует читать в следующем порядке: верхний ряд перечисляет основные вещества, вступающие в реакции; столбцы таблицы указывают на вещества, способные вступить в реакцию с субстанциями из верхнего ряда, в соответствии с уменьшением склонности к реагированию сверху вниз.

Бесплатный хостинг uCoz